Развитие
креативных

индустрий

ЛонгРид Министерства инвестиций и развития Свердловской области за 2024 год
В августе 2023 года по итогам посещения выставки «Развитие креативной экономики в России» Президент Владимир Владимирович Путин дал ряд поручений, направленных на поддержку креативной экономики. Креативная экономика — это особый сектор, в котором производимые товары и услуги являются результатом интеллектуальной деятельности. К ним относятся ИТ, искусство, музыка, кино, мода, медиа, реклама, НХП, архитектура и дизайн.
Пилотный регион по внедрению Регионального стандарта развития креативных индустрий
По поручению Президента «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (Агентство) разработало Региональный стандарт развития креативных индустрий. Он представляет собой комплекс лучших практик для внедрения в субъектах Российской Федерации. По итогам 2024 года Свердловская область занимает 5 место в рейтинге креативных регионов России (данные исследования Высшей школы экономики)
12 шагов Регионального стандарта развития креативных индустрий
1 ШАГ
Обеспечение участия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в развитии креативных индустрий
2 ШАГ
Создание региональной опорной организации развития креативных индустрий
3 ШАГ
Аудит и анализ влияния креативных индустрий на экономику субъекта Российской Федерации
4 ШАГ
Формирование сообщества креативных индустрий
5 ШАГ
Определение приоритетных креативных индустрий для формирования креативной специализации субъекта Российской Федерации
6 ШАГ
Разработка и утверждение стратегического документа в сфере развития креативных индустрий
7 ШАГ
Формирование системы подготовки кадров для креативных индустрий
8 ШАГ
Разработка региональных мер поддержки креативных индустрий на территории субъекта Российской Федерации
9 ШАГ
Повышение спроса на продукцию, работы и услуги креативных индустрий
10 ШАГ
Поддержка экспорта продукции, работ и услуг креативных индустрий
11 ШАГ
Создание объектов инфраструктуры креативных индустрий
12 ШАГ
Удержание и привлечение креативного человеческого капитала

Внедрение Регионального стандарта развития креативных индустрий в Свердловской области

В 2024 году Свердловская область присоединилась к пилотным регионам по внедрению Регионального стандарта развития креативных индустрий.
1
согласно решению губернатора Евгения Куйвашева определена опорная организация по развитию креативных индустрий — областной фонд поддержки предпринимательства (распоряжение Правительства Свердловской области от 28.03.2024 № 139-РП);
2
на базе совещательного органа — Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Свердловской области (Совет) создан Штаб по развитию креативных индустрий (постановление Правительства Свердловской области от 04.07.2008 № 682-ПП «Об утверждении Порядка создания и деятельности совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Свердловской области» (в ред. от 08.05.2024) для решения вопросов развития креативных индустрий;
3
при Совете создана рабочая группа по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере креативных индустрий (протокол заседания Совета по развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области от 18.07.2024 № 33);
4
создана региональная экспертная группа по внедрению Стандарта. Также организовано ее взаимодействие с исполнительными органами государственной власти области и опорной организацией по развитию креативных индустрий;
5
проведено исследование креативной экономики региона, проведенного по методике Агентства. Презентация исследования состоялась 6 ноября 2024 года;
6
разработан План мероприятий по внедрению регионального стандарта развития креативных (творческих) индустрий в области до 2026 года (распоряжение Губернатора Свердловской области от 27.12.2025 № 284-РГ);
7
разработан план мероприятий по подготовке кадров для креативной экономики Свердловской области на 2025−2026 годы (утвержден 14.01.2025);
8
принят закон Свердловской области от 04.12.2024 № 139-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере креативных (творческих) индустрий в Свердловской области», которым установлены:

  • полномочия высших органов государственной власти Свердловской области;
  • полномочия уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере креативных индустрий;
  • возможность предоставления мер государственной поддержки.

Основные показатели результатов исследования креативных индустрий в Свердловской области

Результаты исследования, проведенного по методике АСИ, показали, что Свердловская область опережением идет по целому ряду направлений:
  • Свердловская область вошла в топ-10 регионов и занимает лидирующую позицию среди регионов УрФО по развитию креативной экономики;
  • креативная экономика региона растёт на 16% в год. Темпы быстрее, чем в среднем по УрФО и РФ.
Показатели роста креативных индустрий в Свердловской области по вкладу в ВРП региона
Свердловская область является одним из ключевых регионов Российской Федерации
  • 2,5%
    3,5 трлн руб.
    ВРП
    9 место среди регионов России
  • 9,5%
    Темп роста экономики
    CAGR ВРП,
    2019—2023, %
  • 2,8%
    4,2 млн человек население
    5 место среди регионов России
  • 1,1%
    194 000 м2 площадь
    16 место среди регионов России
Свердловская область играет важную роль в креативной экономике РФ
Вклад КЭ в ВРП, %
Регулярные мероприятия в Свердловской области
Креативные кластеры Свердловской области
Мода U'Fashion
Музыка Ural Music Night
Архитектура и урбанистика Urban Skills
Книжное дело «Красная строка»
IT, digital реклама Agency Crowth Days
Медиа и СМИ Уральский медиафорум
НХП Фестиваль «Иван да Марья»
4,6
3,5
0,9
1,4
1,6
Занятость в КЭ, %
1
Россия
СО
УрФО
СО
Екатеринбург
Нижний Тагил
Новоуральск
Сысерть
Россия
УрФО
Сегодня крупнейшими креативными индустриями в области являются ИТ, архитектура и реклама

Структура креативной экономики Свердловской области по выручке, %


Структура креативной экономики Свердловской области по занятости, %
Структура креативной экономики Свердловской области по занятости, %

Креативная экономика региона растет на 16% в год быстрее, чем в среднем по УРФО и РФ

Объем и CARG выручки компаний креативной экономики по регионам, млрд руб.

Сеть креативных кластеров

В Свердловской области создана и развивается сеть объектов инфраструктуры для креативных индустрий. По состоянию на 31 декабря 2024 года на территории области созданы и функционируют 8 креативных кластеров:
По итогам 2024 года общее количество посетителей мероприятий на площадках креативных кластеров составило более 230 000 человек. Ключевым проектом сети выступает креативный кластер «Домна»

«Домна» — локомотивный проект сети креативных кластеров

Созданный в мае 2022 года на территории памятника архитектуры (особняк XIX века, Екатеринбург, Вайнера, 16) креативный кластер «Домна» сейчас включает в себя 5 очередей. Проект является популярной и комфортной общедоступной площадкой для горожан и вносит существенный вклад в поддержку, развитие и популяризацию малого и среднего предпринимательства.
«Домна» стала значимым элементом формирования комфортной городской среды в центре Екатеринбурга и точкой притяжения туристов.
В настоящее время в креативном пространстве «Домна» размещены:

  • дизайн-блок с оборудованием прототипирования и печати для предпринимателей сферы красоты и дизайна одежды;
  • залы разной вместимости: конференц-зал с историческими колоннами (до 300 человек), конференц-зал (до 150 человек), многофункциональный зал (до 100 человек), лекторий (до 80 человек), три малых зала (30, 15 и 10 человек) и две переговорные комнаты (8 и 6 человек). Одновременно во всех пространствах «Домны» могут разместиться до 350 гостей;
  • сцена для театральных постановок, спектаклей и иных творческих практик;
  • разные выставочные пространств для представителей аудиовизуальных искусств. Можно экспонировать картины на мольбертах или настенных подвесных системах, разместить малые архитектурные формы на полках, подоконниках и в холлах, демонстрировать фото- и видеоматериалы на мультимедийных экранах;
  • фотостудия;
  • представительство Центра «Мой бизнес» для консультаций предпринимателей и граждан, желающим начать свое дело;
  • туристско-информационный центр Екатеринбурга;
  • магазин уральских сувениров и товаров местных производителей.

Проект «Домна» в цифрах

  • 2545
    общая площадь пространства в кв. м.
  • 770
    мероприятий организовано в «Домне» с момента открытия
  • 64000
    человек посетили «Домну» с открытия
  • 31325
    человек посетили «Домну» только за 2024 год
  • 251
    мероприятие было организовано в пространстве в 2024 году
  • 200
    уральских брендов размещено на маркетплейсе Домны, 110 — на электронной витрине

Международный проект U`FASHION

Для реализации Стандарта в 2024 году в Свердловской области был запущен международный проект по развитию местных производителей и дизайнеров из сферы легкой промышленности — U`Fashion (проект). Его цель — популяризация российских дизайнеров, содействие их выходу на новые рынки, формирование имиджа Свердловской области как центра моды и дизайна. Оператор проекта — Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства.
В рамках проекта с 17 по 23 августа 2024 года в Екатеринбурге состоялась Международная неделя моды, где прошли 6 показов на нестандартных городских площадках, в том числе в музее автомобильной техники УГМК, на площадке Ельцин Центра и в креативном пространстве «Домна». Участниками стали более 5 000 человек из 33 регионов России и 19 стран. Для проекта создан Портал об уральских брендах ufashion.ru, где представлены более 100 фэшн-брендов.
Международный проект U`FASHION
Модные показы:
17 августа
Модное шоу, приуроченное к открытию Международной недели моды. Состоялся показ 14 дизайнеров, в том числе CAPPAREL.21est, ABZAEVA, Vereja, CUVEE и других.
19 августа
Открытие Международной недели моды, показ уральских и иностранных брендов в Музейном комплексе в Верхней Пышме. На подиуме были представлены: российский бренд Ruban сестёр Алисы и Юлии Рубан, бренд MaxHosa Africa из ЮАР, Yuliya Skalatskaya дизайнера из Екатеринбурга.
20 августа
Международный Показ в Ельцин-Центре, коллекции продемонстрировали бренды из Узбекистана, Африки, Казахстана и Беларуси.
21 августа
Шоу-показ во Дворце Молодежи создавали российские бренды Vika Gazinskaya, YOU WANNA и annuko. Партнерский показ в ТЦ «Гринвич» в пространстве fashion-store Hi-Light.
22 августа
Показ в Синара Центре. Московский бренд GOOROO. Sencellerie представил коллекцию шуб из люксового меха норки, лисы, яка и овчины. Sencellerie бренд с собственным производством.
23 августа
Закрытие международной недели моды в креативном пространстве «Домна». Состоялся показ двух российских брендов: Gapanovich (Мурманск) и HOUSE OF LEO (Санкт-Петербург). Гости закрытия: историк моды Анатоль Вовк, актриса Сабина Ахмедова и стилист, телеведущий Влад Лисовец.
Мероприятия U`Fashion прошли на нескольких площадках Свердловской области, в том числе — в екатеринбургском Ельцин-Центре
22 августа 2024 года в рамках U`Fashion состоялся показ московского бренда GOOROO в Синара-Центре.
Открытие Международной недели моды, показ уральских и иностранных брендов в Музейном комплексе в Верхней Пышме.
В период проведения Международной недели моды также организована деловая программа. Ключевым деловым мероприятием стала UF TRADE — презентация коллекций дизайнеров области байерам из более чем 30 модных универмагов, маркетплейсов и других пространств из России и зарубежных стран. Среди них Франция, Испания, Турция, Казахстан, Узбекистан, Белоруссия, Катар, Саудовская Аравия. Среди мероприятий состоялись:
UF TRADE. Встреча с представителями мультибрендовых универмагов РФ и мира;
UF TALK. Глобальные и локальные вызовы индустрии моды;
Форум «Мой бизнес. Свердловская область. Самозанятый: бизнес в индустрии моды»;
UF TALK. Выход брендов в офлайн: от универмага до собственного магазина. Критерии отбора марок в универмаге «SLAVA».

Итоги Деловой программы Международной недели моды:

  • 4
    дня программы
  • 40
    спикеров
  • 50
    СМИ и соцмедиа
  • 1892
    участников из 20 регионов
  • 15000
    просмотров онлайн-трансляций
  • 50
    контрактов заключено с уральскими дизайнерами, в том числе 4 на экспорт

Шоурум

В период с 19 по 23 августа на площадке креативного кластера «Домна» работал шоурум зарубежных дизайнеров и брендов от UF Lab. Свои коллекции представили зарубежные дизайнеры из ЮАР, Узбекистана и Казахстана.
Всероссийский конкурс дизайнеров
В рамках недели моды также состоялся Всероссийский конкурс дизайнепов. Количество заявок по конкурсу составило 130 заявок из 29 регионов России. По подиуму в «Домне» прошли модели 15 российских брендов, ставших финалистами конкурса. Первое место — MAVERLOK и I.B.W. Ideal Basic Wear (Екатеринбург), второе — Koss Koss (Санкт-Петербург) и TOOMATCH (Екатеринбург), третье — UNKE (Тверь). Сумма денежных призов превысила 2 млн руб.
Фестиваль модного вкуса U’F GASTRO
С 12 августа в Екатеринбургских ресторанах прошел фестиваль модного вкуса. Среди участников такие рестораны, как Barbara. Osteria Dolce, Sekta Organic Wine Bar, Шави Ломи. OVO izakaya и другие. Всего выручка в ресторанах составила 5 312 000 рублей.

Итоги проекта

  • 6
    площадок показов
  • 19
    стран-участниц
  • 32
    бренда – участники показов
  • 33
    региона России – участники проекта
  • 47
    драгоценных изделий на выставке Ильгиза Фазулзянова «Пробуждение»
  • 115
    гостей из Москвы
  • 130
    заявок подано на Всероссийский конкурс дизайнеров
  • 1300
    публикаций в СМИ
  • 5000
    очных участников показов и деловой программы
  • 145000
    просмотров онлайн-трансляции показов
  • 91 000 000
    уникальных просмотров публикаций с упоминанием UF LAB
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев принял решение проводить Международную неделю моды в Екатеринбурге на ежегодной основе. В настоящее время организована работа по подготовке к проведению в 2025 году Второй Международной недели моды.